Меню Содержимое
Главная arrow Публикации
Публикации PDF Печать E-mail
06.04.2009 г.

 

   

 

 

                                                                                                                                                                     Истоки

 Вокзальная история                                                                                

 
   
   

Если гардероб — лицо театра, то вокзал — визитная карточка города. Ельцу повезло: наша «визитка» имеет свою историю, да еще какую!
Взрослое население Ельца наверняка помнит, что еще в советские времена на вокзале был ресторан. Так вот, у этого заведения есть своя, и притом весьма занимательная, история.  

  КРАЕВЕДАМ И ЛЮДЯМ, интересующимся историей, наверняка знаком «Спутник пассажира» за 1899 год. Весьма занимательная и здорово придуманная вещь: в книжечке собраны все сведения о местах, по которым пролегает путь пассажира. Подъезжаешь к станции — и все про нее читаешь: когда была построена, что здесь находится, что продается и какие достопримечательности. Одним выстрелом наши предки убивали сразу несколько зайцев: знакомили с историей, экономикой, развитием края, расширяли кругозор, делали рекламу ремеслам и торговле и даже воспитывали чувство патриотизма. Нам бы сегодня вспомнить про этот опыт и продолжить традицию!
Но вернемся к «Спутнику пассажира». В нем интересно и весьма подробно описываются и вокзал на станции Елец, и ресторан. А именно: «Елец, станция 2 класса. Громадное здание сооруженного в 1899 году пассажирского вокзала, общего для двух линий Юго-Восточных дорог железных дорог: Орловско-Грязской и Елец-Валуйской, затем для Богоявленск-Елецкой ветки Рязано-Уральской железной дороги и, наконец, для Елец-Узловая, ветки Сызранско-Вяземской железной дороги. Общий, в 20 квадратных саженей, зал 1 и 2 классов, при котором буфет-столовая для пассажиров 1 и 2 класса величиною 44 сажени. Отдельный большой, в 65 кв. саженей, зал 3 класса; мужская и дамская уборная, почтово-телеграфное отделение, буфет с горячими и холодными блюдами, спиртными напитками, чаем и кофе, книжно-газетный шкаф. Со станции и на станцию ежедневно отправляется и прибывает 18 пассажирских, разного наименования поездов.
  Кроме пассажирского вокзала, на станции расположен целый ряд сооружений, как то: 10 жилых домов, 7 построек заняты Первым техническим железнодорожным училищем имени Императора Александра II, пять зданий паровозных и вагонных мастерских. Столовая для рабочих, товарная контора, контора службы движения, санитарная казарма, две товарные крытые платформы, баня, кузницы, пять складов материальной службы, три паровозных здания на 62 паровоза и т. д.»… Правда, даже по прошествии стольких лет легко себе представить, каким был наш вокзал 110 лет назад? И, обратите внимание, было даже два буфета, по-современному говоря, буфет и ресторан — для пассажиров разного ранга и сословий.
  В 1914 году, когда забушевал пожар первой мировой войны, был введен запрет на продажу спиртных напитков. Но только не на вокзале! Газеты того времени с иронией отзывались о работе вокзального буфета в связи с запретом: «Желая вселить в пассажирах 1 и 2 класса идеи трезвости, содержатель буфета в 1 классе при ст. Елец не стал отпускать своим потребителям водку в графинчиках, в отдельности стоящего за 60 копеек с приличной закуской и содержащего 6 — 7 рюмок, а отпускает теперь в неограниченном количестве водку в рюмках по 10 копеек за каждую и без закуски…».
  Кто же был этот предприимчивый и изобретательный держатель станционного буфета? У Александра Солженицына в романе «Красное колесо» в описании событий октября 1916 года читаем: «Опытный машинист, да еще если участок знает, чудеса может делать. На станции Елец — 10 минут стоянка, никак пассажирам пообедать нельзя. Но, бывало, бежит к паровозу официант и поднимает машинисту серебряный подносик: рюмка водки и бутербродик с черной икрой: «Василь Тимофеич, примите-с! Вас Абдула Махмудович — а арендаторы буфетов — все казанские татары — насчет остановки, чтоб не шибко скоро отправились». — «Скажи Абдулке: ладно». Помощнику: «Сходи к дежурному, заяви смазку подшипников». И стоит поезд 25 минут, на паровоз тоже три полных обеда подается. А расписание — нагонится до Грязей: знает Василь Тимофеевич все уклоны, все подъемы…».
Удивительно, но факт: настоящего арендатора буфетов и в самом деле звали Абдуил, только не Махмудович, а Науматуилинович, по фамилии Синяев. Наш неутомимый краевед В. А. Заусайлов в архивах за 1911 год разыскал, что Синяев Абдуил, мещанин, держал буфет 1, 2 и 3 класса при станции Елец-Главный… В 1916 году он и его семья по-прежнему упоминаются в документах. Однако теперь то ли для упрощения, то ли в самом деле перешел Синяев в православные, но только теперь главу зовут Антон Николаевич, ему 42 года, жену — Гельсима Атаулевна, дочь — Алена Антоновна, 21 год.
  Конечно, Абдула для татар, как Иван для русских. И вполне вероятно, что Солженицын назвал персонажа условно, самым распространенным для этой нации именем. Но как замечательно и здорово совпало!
Вот так благодаря поиску краеведа вокзал Ельца обрел еще одну, весьма интересную страничку своей истории. И теперь экскурсию для туристов, приезжающих в Елец железнодорожным транспортом, уже можно начинать этой занимательной историей.
  Жаль только, никак не найдется сейчас Абдулка, который бы возродил исторический вокзальный буфет…

Т. ЩЕРБАТЫХ.

НА СНИМКАХ: вокзал в XIX веке.

Фото из архива В. Заусайлова.

 

        
        
        
      
     
  

Издания

 Интересное в сети

 

 

 

 

 

 

  Михаил Стахович. Часть I

  Михаил Стахович. Часть II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  скачать

 

  

 

Открытка как маленькое окно в историю  
 
 
 
 
 Малые и уездные города на старинных открытках 
 
Последнее обновление ( 01.04.2010 г. )
 

Общение

рулетка cs go для бомжей
Гостевая книга

Наши партнеры

  

  

Посетители

Рейтинг@Mail.ru