Город Елец

 

 

  1. Фельетон. Елец в его достопримечательностях – (шаржи А.А.Филатова) … (написано с юмором) - 29.04.1914г.(газ. «Елецкий вестник» № 2)
  2. По городским делам … (большая статья) - 6.12.1915г.(газ. «Елецкий край» № 4)

 

 

 

Статистическое описание г. Ельца.  1849-1850 гг.

 

        Для готовящегося сборника статистических сведений по Орловской губернии, Орловским Губернатором было разослано указание во все уезды, подготовить данные. В Елецком уезде разными людьми готовились сведения по Ельцу и Елецкому уезду, во многом повторяющие уже известные исторические сведения, но вот записи, штатного смотрителя Елецких Училищ Василия Юшкова были интересными и живыми.

 

Историческое обозрение и достопримечательности уезда

  Начало города Ельца относится к 14 веку, и в первый раз об том упоминается в Истории, как об отдельном Княжении, с зависимостью от Князей Рязанских, под 1389 годом; настоящее же время его основания в Истории не означено, и в памяти народной ничего об образе его происхождения не сохранилось. Нам известно по Истории только то, что он принимал живое участие в борьбе России с Татарами и, был расположен на краю Княжения Московского, один из первых подвергался разорениям от иноплеменников, грозивших нашествием на Москву. Так в 1395 году, в Княжение В.К. Василия Дмитриевича, страшный Тамерлан, или Темур-Аксак, пленив Князя Елецкого, разорил и самый город до основания; но быв устрашен видением во сне Богоматери, коей икона, по сказанию современных летописцев, в тот самый день (15 августа) была принесена из Владимира в Москву. Оставил намерение идти на разрушение нашей древней столицы, и в ужасе обратился вспять, простояв в бездействии две недели в верховьях реки Дона; между тем В.К. Московский уже приготовился встретить его с войском своим за Коломною, на берегу Оки. В воспоминание сего дивного избавления России, Пречистою Богоматерью была написана, (неизвестно, впрочем, с которого времени) жителями г. Ельца Икона Явления Божьей Матери Тамерлану, в таком виде, как по сказанию современников или потомков их она явилась во сне сему Завоевателю. Матерь Божья на сей иконе изображена во весь рост в малом виде, с распростертыми вверх руками; по сторонам же воинство небесных бесплотных сил и Святители. Внизу, с левой стороны, воинский стан и войны в кольчугах и шлемах, из коих впереди стоящий преклонен до земли. Серебряный вызолоченный оклад покрывает сию икону, на деке которой в 1737 году была, может быть, подновлена бывшим тогда Елецким Воеводою, (неразб.) Иваном Григорьевичем Нащокиным, надпись, вещающая выше – писанным образом о разорении Ельца Тамерланом. Сказывают ещё, что сия икона есть только копия с древней, которая отсюда якобы вывезена в какой-то другой город в России. Нынешняя находится в Елецком Вознесенском соборе. – В том же соборе хранится и друга древнейшая икона Казанской Божьей Матери, перенесенная сюда из селения Тальца. Величина её в вышину и ширину по 1 ¾ аршина, и к ней особенно прибегают с молитвою жители Ельца во всех случаях жизни. Неизвестно, впрочем, когда и кем сия икона была принесена в Талец. На деке её находится следующая надпись: «Сей образ Божьей Матери изволением Божьим спасен от нашествия Темур-Аксака в 1395 году и перенесен в Елец» - Кроме сих, особенно чествуемых икон, не обретается в Ельце и уезде ни образов явленных, ни св. мощей и нет никаких значительных вкладов.

  Новое разорение претерпел Елец в 1618 году, в это время он, по разграблении, был сожжен Гетманом Запорожских казаков, Сагайдачным, шедшем к Москве на подкрепление Сигизмунда III, Короля Польши, желавшего возвести на Престол Российский сына своего Владислава.

   За неимением в виду официальных документов, не возможно с достоверностью определить времени, в которое Елец был назначен городом Провинциальным, управлявшимся своими Воеводами, что продолжалось, вероятно, до Царствования Императрицы Елизаветы Петровны; ибо на картах 1745 года, от Академии Наук изданных, он уже был включен в число уездных городов Воронежской Губернии, а с 1779 года, с коего времени начинаются и дела Архив Елецкого Уездного Суда составляющие, мы находим Елец в числе городов Губернии Орловской.

  Из селений, в его уезде заключающихся: 1) Чернава, прежде город Чернавск, примечательна по древности основания, которое восходит так же до 14 века. 2) Талец, прежде Талим, Талецкий острожок, основанный, как надобно полагать, в 14 же веке для защиты России от набегов Татар, лежит от Ельца в 14 верстах, вниз по течению Сосны. В этом селении находятся церковь и колокольня древней постройки, и в этом же храме доныне благоговенно сохраняется присланное ему в дар Евангелие от Царя Михаила Федоровича, с следующею, собственноручною, как надобно полагать, сего Государя надписью: «РМЗ году Апреля (неразб) Государь Царь и великий Князь Михаил Федорович всерусийский пожаловал сию книгу Евангелие Напрестольное в новой в Талецкой острог к церкве Пречистыя Богородицы Казанские». Надпись сия начинается с низу первого листа и так идет по листам следующим. – 3) Красная Польна, Петровское то же, замечательна храмом во имя  Св. Апостол Петра и Павла, сооруженным по достоверному преданию на том самом месте, где Государь Петр Великий, во время одной из своих поездок в Воронеж, был ночью остановлен крестьянами, жившими в окрестных от дороги селениях, с намерением быть ограбленным. Когда же сей Великий Монарх был ими узнан, то в это время они со слезами раскаяния испросили себе от Него прощения, сказав, что к этому поступку их довело мздоимство городских властей. По прибытии в Воронеж Государь повелеть изволил произвести о сем дознание, и виновные получили за свои поступки законное возмездие. В последствии, в этом месте образовалось вышеупомянутое село Красная Пальна, иначе Петровское. – Кроме сих церквей и селений, иных по чему либо примечательных в историческом отношении в уезде не находится.

   К роду памятников можно отнести находящиеся в городе две каменные часовни, из коих однана Красной площади, близ Вознесенского собора, построена, как сказывают старожилы, над могилою Елецких граждан, убитых в сражении с Татарами. В ней издревле ежегодно совершается в 29-й день Августа соборными священнослужителями панихида о упокоении душ войнов, положивших живот свой на брани за Отечество. Другая, с издавних лет на месте прежней деревянной построенная старанием священника градской Преображенской церкви Иоанна Жданова на доброхотное даяние Елецких граждан, находится на возвышенном левом берегу реки Сосны, так же в самом городе, и напоминает собою то место, где, по преданию, отдыхал Св. Митрополит Алексий, во время путешествия своего в Княжение Симеона Иоанновича в орду к Хану Чанибеку, для исцеления его жены Тайдулы. И в ней расположены Св. иконы, между коими и икона Св. Митрополита Алексия, хотя не древнего писания. Есть и еще каменная часовня в саду принадлежащем к дому Елецкого купца С.Н. Хренникова; и в ней хранятся святые иконы, пред коими по временам теплится лампада, и она, сказывают, также построена над могилою павших в битве с Татарами граждан города, но это сказание не всеми поддерживается. Сверх сего, при тюремном замке, на Красной площади, лежат на положенных на земле брёвнах шесть чугунных пушек, дна таковая же пищаль и две бомбы, с незапамятных времен в городе находящихся. С вероятностью можно заключить что сии орудия суть остатки от тех пушек, которые во множестве были высланы из Москвы в Елец Лже Дмитрием, во время предполагаемой им войны с Турецким Султаном.

   Наконец, не будет, полагаю, излишним упомянуть о подземном ходе, обложенном дубовыми брусьями, частью доныне невредимо сохранившимися. Полагаю, что он простирается от постоялого двора гражданина Деева, где поставлен каменный столб с иконою Спасителя, вниз через Красную площадь к реке Сосне, и служил якобы путем для добывания воды осажденным от Татар жителям города. Ныне ход этот частью обнаруживается во время производимых весенней водою обвалов.

    О древнейшей замечательнейшей грамоте, присланной в 1606 году Ельчанам, во время их отпадения от Москвы, Царицею-Инокинею Марфою Федоровною, с братом её Боярином Григорием Федоровичем Нагово, в удостоверение, что Царевич Димитрий истинно был убит в 1591 году в Угличе, при чем приложена была и маленькая икона с изображением сего Святого.

   У жителей Ельца не сохранилось в памяти; о существовании же в настоящее время между ними древних грамот – не известно преданий по чему либо любопытных, кроме тех, о коих упомянуто мною выше, я не слыхал.

 

    Описание города

   Герб города Ельца представляет щит, в белом поле которого находится олень, стоящий у дерева ели.

   Елец находится при реке Быстрой Сосне и речках Ельчик и Лучок, впадающих в первую. Он заключает в себе под поселением 331 десятину и 1264 сажени; под усадьбой вновь предположенных кварталов – 340 десятин и 575 саж; под выгоном 3169 десятин и 1632 сажени, а всего 3841 десятину и 1071 сажень. Общее число жителей обоего пола в городе 26150 душ. В том числе: дворян потомственных муж. пола 73, женского 60; дворян личных: муж. пола 169, ж. 149; из чинов гражданских, служащих: медиков 2, вольнопрактикующих 3; разночинцев: священнослужителей 98 муж. и 114 ж. пола; церковнослужителей и их семейств муж. 54, женского 92 чел.; монашествующих муж. 26, ж. 152; духовных иностранного исповедания не имеется; отставных солдат 265; их жен и детей 350; бессрочно отпускных нижних чинов 30 муж. и 19 ж. пола; (неразб. 2 слова), почетных граждан: муж 24 и женского 23; купцов муж. пола 1674, ж. 1850; мещан 7035 муж. и 7548 ж. ( в числе сих купцов и мещан находятся и цеховые, о коих, однако же, отдельного сведения не получено); однодворцев, ил казенных крестьян, мужского 1500, ж. пола 1510; однодворческих же крестьян, коннозаводских, удельных и свободных хлебопашцев в городе не находится; дворовых людей: муж. 363, ж. 375; помещичьих крестьян 260 м. и 240 ж. пола; почтальонов 4, их жен и детей 8; лекарских учеников 3; вольноотпущенных муж. пола 40 и ж. 40. – В означенном количестве считается Русских 24293, католиков 1 муж. и 1 ж. п.; лютеран муж. 8, ж. 5. – Из иностранцев, живущих в городе, в услужении 1 муж. 1 женского пола; иногородних, временно в городе пребывающих, 1029 муж. и 820 ж. пола. Сверх постоянных жителей инвалидной команды считается 205 чел; других же войск в городе нет. – Церквей 15, кои все каменные, и в числе их 1 мужской и 1 женский монастырь и 2 церкви кладбищенские. Домов казенных каменных 2, деревянных нет; частных каменных 191, деревянных 2351; каменных лавок 193, деревянных 44; казенных винных магазинов 2, из коих 1 каменный и 1 деревянный; трактиров 9; питейных домов 17, рейнских погребов 2.

    По сведениям за 1849 –й год, из фабрик и заводов в городе заключаются следующие:

                                                             Число фабрик             Число мастеров       Число

                                                               и заводов                                                    работников

 

Красильня                                                   1                                  1                             1

Шелковых сит                                             1                                  1                            6

Клейных                                                      1                                  1                            5

Колокольных                                               1                                  1                           10

Пивоваренных                                            1                                  1                            6

Чугуноплавильных                                     1                                  1                            35

Воскобелильных                                         1                                  --                           --

Табачных                                                     2                                  2                            3

Мыловаренных                                           2                                  2                            13

Канатных                                                    2                                   1                             6

Свечных восковых                                     2                                   2                            4

Свечных сальных                                          4                                4                              10

Салотопенных                                               8                                8                              37

Кирпичных                                                    10                              10                             52

Кожевенных                                                  16                              27                            198

Крупорушек                                                  20                              18                             43

              --------------------------------------------------------------------------------------------------

                                     Всего        -                73                             80                              429

      Сумма же годового оборота на сих заведениях неизвестна.

     Сверх сего, в Ельце находятся портные, сапожники, кузнецы, оловяничники, слесари, столяры, плотники, каретники, колесники, маляры, трубочники (50), медники, серебряники, шорники, токари, переплетчики, и часовые мастера, но о числе хозяев этих заведений сведений – не доставлено.

   Ярмарка в Ельце бывает одна Тихвинская, на коей торг производится красным товаром, но преимущественно рогатым скотом, овцами и разными мелкими крестьянскими изделиями.

 

      По сведению 1849 года в уезде считается А.) по царству прозябаемому: а) Мельниц водяных 99, в том числе крупчаток 33, и обыкновенных 66. Большая часть из них принадлежит жителям города, и самые замечательные находятся на реках Воргол и Пальна. Ветряных мельниц 66 обыкновенных; о конноприводных же сведений не получено. – Наибольшее число поставов доходит до 20. б) Винокуренных заводов  4; все они паровые. По нормальному вычислению, один из них в 323.000 ведер, другой в 322.000, третий в 226.000, и четвертый в 96.000 ведер. Все сие заводы продовольствуют вином, кроме Елецкого уезда, и другие некоторые. с) Бумажных фабрик одна, на коей 20 работников, и годовой оборот совершается на сумму 1570 рублей серебром.

В) По царству ископаемому. Один колокольный завод, на коем при 5 работниках годовой оборот совершается на 470 рублей серебром. – Кроме сих исчисленных заведений иных в уезде не находится.

 

Променивающая промышленность

  За неимением сведений о годовом обороте суммы, совершаемой внутреннею и внешнею торговлею Елецкого уезда, не возможно с достоверностью определить и настоящее её состояние не смотря на сие, видим, что Елец доныне удерживает за собою перевес по торговле в России крупчатою мукою, а сие может привести к включению, что его огромные капиталы с большою пользою употребляются и на многие другие отрасли променивающей промышленности. Но чтобы благосостояние от торговли проистекающее могло быть уделом многих, и чтобы самая торговля возвысилась и приняла оборот живейший, то действительным к тому средством служат коммерческие банки. – Предметы, составляющие внутреннюю торговлю сего уезда суть разного рода хлеб, холст и другие крестьянские изделия, панские товары и железные поделия, коровье, маковое, подсолнечное и конопляное масло, рогатый и мелкий скот, овощные товары, мыло, свечи, кожи, рыба, мед, воск, сало, табак, трубки, стекло, бумага, посуда, деготь, колеса, пенька. – Предметы внешней торговли: крупчатая мука, кожи, белье не выделанное, щетина, пух, перья, сало и воск,  идущие сверх внутренних Губерний, к Петербургскому и Рижскому портам: к первому сухим путем до Вышневолоцкой системы, ко второму – до пристани города Белого, Смоленской Губернии; льняное семя к Рижскому порту и в Таганрог; рожь, гречиха, конопляное семя, овес и пшеница сбываются более в Москву, Тулу и Калугу; колокола и разные чугунные изделия, к коим принадлежат и могильные памятники, в разные города здешней и соседних Губерний, по делаемым на сие вещи заказам. – Привозимые товары: яровая пшеница – наибольшее из Саратовской, Тамбовской и Воронежской Губерний; озимая – более из Старооскольского, Лебедянского, Ливенского и Елецкого уездов; рожь, гречиха, овес, горох, мак и конопляное семя из своего и ближних уездов Воронежской и Тамбовской губерний; панские товары, галантерейные и другие золотые и серебряные вещи из Москвы; вина из Крыма, Таганрога и Петербурга; бакалейные товары из Таганрога; сахар, кофе, фрукты, вареные и сушеные из Петербурга и Москвы; чай из Нижегородской и Коронной ярмарок. Количество суммы, на которую сии товары ввозятся, определить неудобно, за неимением по сему предмету никаких сведений.

    Купеческих капиталов на 1849 –й год объявлено 290. В том числе по 1-ой гильдии 7, на сумму 105.000 рублей, 2-ой гильдии 16, на сумму 96.000 рублей, и 3-ей гильдии 267, на 640.800 рублей. Крестьян торгующих по свидетельствам, вовсе не имеется.

 

Средства, способствующие торговле.

   Ярмарки: 1) В Ельце одна – Тихвинская, близ кладбищенской церкви во имя Тихвинской Божьей Матеи, производится с 25-го по 27-ое июня. Оборот её совершается на 50.000 рублей серебром. Предметы торга описаны выше. – В уезде четыре. 1) В пригородной слободе Аргамачей, Оспосская – с 7-го по 9-ое сентября; на ней важнейший торг производится хлебом; товаров, не включая панских, привозится на сумму до 150.000 рублей серебром; 2) В селе ТербунахВознесенская, с праздника Вознесения в течение 4-х дней. Здесь Важнейший торг лошадьми. Оборот её совершается на 40.000 рублей серебром. 3) В селе Красной-ПальнеПетропавловская, с 28 по 29-ое июня. Торг идет мелкими сельскими произведениями, красным товаром и скотом на сумму 2.000 рублей серебром. 4) В селе ПодворгольскомВладимирская, с 20 по 21-е мая. Подобие торгом предыдущей. Оборот её на сумму 1.500 руб. сер. Упадка в сих ярмарках не заметно, и увеличения так же. Пристаней в Ельце и уезде нет; судоходна одна Сосна в нижних частях своих. Шоссейные дороги в этом краю не проходят.

 

     Нравственность.

   В г. Ельце и его уезде вовсе нет раскольников, и жители, почти исключительно Великороссияне, в точности выполняют обряды и постановления Православной церкви. В домашней жизни они трудолюбивы, в ремеслах и других занятиях своих деятельны, к торговым предприятиям весьма склонны, что особенно заметно между жителями города, где торгующий клан людей, так сказать, погружен в свои коммерческие расчеты. А от этого происходит, что в Ельце нет общественных собраний, даже съезды между знакомыми происходят весьма редко, и свидания большею частью ограничиваются встречею на улице. Когда же случается у многих из торгового класса людей, главнейшее (не разборчиво) сего города составляющих, важное семейное событие свадьба, то в это время начинается широкое разгулье, при чем разными способами стараются выказать степень своего богатства, как-то ценностью одежд и блестящих украшений, подарками со стороны жениха и невесты, при сем случае бываемыми, многочисленностью развозимых по улицам повозок, нагруженных разного рода приданным, и особенно пирами, кои сменяются один другими, под названиями: подглядок, сговора, смотрения невестою женихова дома, опары, девичника и самого брака. Эти – то пиры иногда поглощают огромные уймы денег без малейшей пользы, а часто даже и со вредом для здоровья (не разборчиво) из пирующих, для благосостояния, как родителей, так и самих сочетающихся браком.

   Весьма похвален однако же, обычай, совершаемый при погребении и поминовении усопших родственников: в эти дни бывают в доме хозяина открытые для нищей братии столы; в приходскую же свою церковь делаются различные вклады. Пред наступлением праздников Пасхи и Рождества Спасителя отсылается, по древнему русскому обычаю, до ныне повсюду в России соблюдаемому, пища и деньги для заключенных в темницах. Но при сем невольно приходит на мысль странное, по видимому, обстоятельство: в богатейшем уездном городе Ельце – нет общественных домов, для призрения увечных, бедных и престарелых, кроме двух самых незначительных богаделен.

   Главнейшие преступления между низшим кланом людей суть воровство и мошенничество, и эти пороки, к сожалению, встречаются нередко, особенно в уезде. Надобно полагать, что они более служат следствием лености и пристрастия к пьянству и происходящей от того бедности. В городе – привычка жить не по состоянию, обнаруживаемая более щегольством нарядов, из подражания людям богатым, проникла в самые низкие слои общества, и она-то так же легко может привести к обманам и похищению чужой собственности.

   Особых обрядов при разных событиях в жизни между жителями города не встречается, суеверия так же не заметны; если же прежде и были оные, то вероятно опасение подвергнуться осмеянию их постепенно уничтожило. В деревнях, как те, так и другие еще должны существовать, но я не имел случая узнать об оных, кроме совершаемого по улицам города, в праздник Сошествия Св. Духа и двух дней за ним следующих хороводного шествия сельских девиц в безобразных уборах, с громким и невнятным припевом песне. Такое шествие слывет у них под именем танки водить, и есть остаток какого нибудь древнего грубого суеверия.   – Другой обычай, вероятно, не имеющий никакого основания, если не сопряжен с выбором невест, но с незапамятных времен ежегодно выполняемый жителями города, состоит в том, что в день Происхождения Честных древ Честного и Животворящего Креста Господа, 1-го Августа, с 4-х часов по полудни, почти все коренное народонаселение г. Ельца отправляется на мост реки Сосны, где мужчины по одной, а девицы по другой стороне стоят в лучших своих нарядах, иные перейдя через мост в Засосненскую часть города, там стоят в описанном выше порядке по большой улице; иные в этом мете прогуливаются а богатые разъезжают между ними в экипажах.

 

Образованность

   Большая часть детей дворянского звания воспитывается в Гимназиях и Корпусах, многие же из родителей купеческого и мещанского сословия, избегая долгого, по их мнению, систематического обучения в Уездном училище, отдают детей своих на учение белому Духовенству, где оное большею частию ограничивается познонием Русской грамоты, начальных оснований Закона Божья и несколько Арифметики – более на счетах. – Для образования Государственных крестьян учреждено в уезде Министерством Государственных имуществ 9 школ по селам, учебная часть коих находится в заведывании Штатного Смотрителя Елецких Училищ. Под его же непосредственным Начальством существуют в Ельце Уездное и Приходское Училища, Пансион и Школа для девиц, а в уезде Хмелинское Приходское Училище, на иждивении помещика Викулина, в селе Хмелинце.

    Общее число учащих в упомянутых заведениях города и уезда 28, учащихся же 669 человек, в том числе 73 девицы. О числе обучающихся у Духовенства сведений не получено.

 

Средства способствующие образованию

   Кроме казенной Библиотеки, находящейся при Уездном Училище, нет никаких других пособий к образованию, как то: Библиотек, музеев, кабинетов, ботанических садов и проч. ни в городе ни в уезде; равно не имеется ни одной книжной лавки, типографии, литографии и прочее.

 

Народное здравие

  При умеренном и здоровом климате, состояние здоровья жителей Ельца  его уезда находится в удовлетворительном положении, и иные из коренных обитателей этой страны достигают глубокой старости. Болезней, которые бы преимущественно пред другими пороками сей край не замечено. Для пользования больных находятся 2 медика служащих и 4 вольнопрактикующих, 2 повивальные бабки и 2 вольные в городе аптеки.

 

Богоугодные и благотворительные заведения

  В городе одна Городская Больница, состоящая под ведомством Приказа Общественного Призрения, на 20 кроватей, из коих одна половина назначена для хронических больных, а другая для больных скоротечными болезнями. Содержится она из сумм городских доходов, с возвратом оных городу по ведомствам из Коммисариата и Уездного Казначейства. – Богаделен 2. Одна из них устроена в недавнем времени усердием Отца Протоиерея Луки Ефремова, через добровольное подаяние людей, и оным подаянием содержателя. В ней ныне находится 11 человек. Другая основана Елецким купцом Зыковым, которого внук старается о поддержании этого человеколюбивого заведения. В этой богадельне в настоящее время призреваются 12 убогих и подкидышей. Приютов и благотворительных обществ ни в городе, ни в уезде не находится.

 

Заключение

   Краткий общий обзор всего уезда.

    Из выше сказанного явствует, что Елецкий уезд может почесться одним из населенных, плодородных и промышленных мест – России. Сельские жители его, имея главным и почти исключительным своим занятием земледелие, получают от оного достаточные способы к безбедному существованию, которые ещё более улучшаются извозом разного рода хлеба, идущего из Ельца, как сказано выше, во многие Губернии России и заработка же в Новороссийском крае. Жители же города, расположенного не в большом удалении от Москвы, воспользовались его счастливым местоположением: они уже оказали значительные успехи в некоторых отраслях промышленности, чем навсегда упрочили своё благосостояние. Нет сомнения, что при постоянной любви к труду, при этой смышлености к торговым предприятиям разного рода, со временем разовьются и многие другие отрасли промышленности, не только в самом городе, но и в его уезде. – Но как богатства, от труда проистекающие, получают ещё большую цену у людей, с юности обогативших ум свой разнообразными сведениями, через систематическое обучение Наукам, украшающим жизнь человека: то было бы весьма желательно видеть и далее стремления у среднего класса жителей к казенным Учебным Заведениям, где воспитание, высшим Правительством руководимое, имеет единственным основанием Православную Веру, любовь и преданность к Государю, пользу и славу Отечества.

 

 

                                                Член Липецкого областного краеведческого общества

                                                    Владимир Заусайлов.

 

 

 

     Елец город1860г.(62)

 

   В первый раз упоминается о Ельце в летописи в 1146 г. Там сказано, что Князь Святослав Олегович, идучи в Рязань, заходил в Мченск, Тулу и Дубки на Дону, Елец и в Пронск. С достоверностью можно сказать, что существование Ельца принадлежит ко времени более отдаленному. Последующая история Ельца до XIV века чисто воинственная. Пожары, набеги и грабежи кочевников с поля и татар составляют исключительную её характеристику вплоть до Куликовской битвы, в которой деятельное участие принимал сподвижник Дмитрия Донского, князь Елецкий Федор, о коем упоминается в числе воевод.

     Вслед за Куликовскою битвою появляется и самая знаменитая страница в древней истории Ельца – нашествие Тамерлана. При этом событии Елец приобрел не только русское, но и общее историческое значение. Этот завоеватель, по покорении всего Востока, на пути из Кавказа, победивший Тохтамыша,  пошел, как выражается летопись:, «на Русь, пришел в землю Рязанскую, взял Елец, князя Елецкого поймал, людей пленил, а иных избил и восхотел идти на Москву – всю Русь запленить!» Но Тамерлан далее не пошел: Елец был крайним пределом напора его полчищ на Россию. – Он вдруг, по неизвестным причинам, остановился, простоял целых две недели, и вышел из русских пределов, обратясь на юг.  Современники пишут, что Тамерлан пошел назад в самый тот день и час, когда московские жители встретили, принесенную из Владимира, по требованию Великого князя Василия Дмитриевича, чудотворную икону владимирской Божьей Матери.

   Доселе крутой поворот Тамерлана т Ельца назад, вместо предположенного покорения России, есть факт, рационально еще необъясненный историей. Память о сем событии празднуется церковью в 26-й день Августа месяца. В г. Ельце памятью о нашествии Тамерлана остались четыре часовни, или правильнее столпы со вделанными в них иконами, пред коими горят неугасимые лампады. Часовни эти, говорит предание, поставлены в память Ельчан, избиенных Тамерланом. Осталось также в народе несколько легенд о пребывании здесь Тамерлана.

   В числе памятников этой эпохи находится весьма древняя икона казанской Божьей Матери в Елецком соборе. На иконе надпись, принадлежащая неизвестно какому времени: «Сей образ Божьей Матери, изволением Божьим, спасен от нашествия Темир Аксака и принесен в Елец в 1395 году».

    В елецком округе, до времени междуцарствования и избрания на всероссийский  престол династии Романовых, состояла передовая стража для наблюдения за движениями ордынцев. Она извещала во время обо всем пограничных воевод и даже самих Государей. Для содержания её учрежден был особый класс служилых воинских людей, известных под именем городовых казаков и черкасов. В службу эту набирались люди вольные из всех сословий, получавшие за эту службу определенное количество земли. В 1575 г. в феврале месяце назначен был после боярина Воротынского, первого начальника Украинской службы при Царе Иоанне Грозном, начальником этого края боярин Никита Романович Юрьев. Сторожевая линия укрепления выдвинулась уже далее. При нем возобновлен вновь г. Елец в 1522 г. С уничтожением уделов, Елецкие князья сделались служилыми московскими. Некоторые из них употребляемы были с пользою на государственную службу, - как напр. князь Иван Михайлович Елецкий Селезень, бывший воеводою в Лейвардене, мужественно защищал эту крепость во время ливонской войны при царе Иоанне Васильевиче Грозном. Дмитрий Петрович употреблен был в 1581 г. для заключения мира с польским королем Стефаном Баторием, также усмирял в 1584 г. бунт луговой черемисы; Федор Борисович был татарским воеводою в Сибири и участвовал в действиях против Кучума; Андрей Елецкий также сражался с Кучумом и т. д.

 

Уездный город Елец – 1898г.(16)

 

     Уездный город Елец на р. Сосне и притоках её Лучек и Ельчик. В Летописи упоминается об этом городе, как об одном из пограничных пунктов княжества рязанского. В 12 веке город терпел неоднократные разорения от половцев, а в половине 13 века был разрушен Батыем. Затем летопись о нем молчит до нашествия Тамерлана, т. е. до 1395 года. На этот раз Елец спасся каким то чудом: Тамерлан неожиданно отступил от него, поворотив к устью Дона. Однако, впоследствии Елец был разграблен татарами два раза. С половины 17 века город стал быстро разрастаться, но в 1745 году весь выгорел. При Петре 1, в 1708 году, город по корабельным делам был приписан к Азовской губернии. В настоящее время в Ельце довольно сильно развилась промышленность и торговля, благодаря введению его в сеть железных дорог: он находится на линии, пересекающей всю Европейскую Россию с юго-востока на северо-запад, именно от Царицына до Риги; кроме того, от него идет железнодорожная ветка на север, по направлению к Москве. Главные предметы торговли: хлеб и рогатый скот. Озимая пшеница привозится сюда из Харьковской, Курской и Воронежской губерний и в смеси с яровою дает отменную муку, известную под именем «елецкой». В окрестностях много мельниц и крупчаток; в городе есть чугунно-литейные, мыловаренные  сально-свечные заводы, а также паровая мукомольная мельница купца Черникина, освященная электричеством. Кроме того, в Ельце находится: окружной суд, женская и мужская гимназии. Вообще, Елец по внешнему благоустройству один из лучших уездных городов Орловской губернии и при том самый населенный: жителей в нем 37042 чел, из коих мужчин 18941 и женщин 18101.