Музей в г. Ельце.

 

Газета «Орловский Вестник» от 17 мая 1905года, так описывает музей в г. Ельце:

 

        При нашем земстве существует учреждение, на которое следует обратить особенное внимание. Помещается оно «на голубятне» в двух неуютных комнатках с низкими потолками и маленькими окнами; ведет туда витая чугунная лестница, окутанная вечным мраком, - вообще квартирка - убогая. (вот и работа краеведов, где же располагался первый музей. Прим. автора)

       Елецкие земцы, конечно, уже догадались что речь идет об естественно историческом музее; для горожан - же это новость: они совсем не знают что в их городе ютится где-то такое полезное учреждение, они заняты совсем другим.

        Первоначальная цель музея была следующая: содействовать наглядному обучению в начальных школах; впоследствии к ней присоединилась и другая, не менее важная: способствовать развитию самих учащих подбором более серьезных научных пособий; пройдут годы, и Елецкому музею, может, будет суждено обслуживать не одни школы: народная масса, тонущая в океане невежества и суеверия, нуждается в наглядном просвещении не менее, чем школьники. Я не стану много говорить о полезности наглядных пособий6 это понятно каждому. Наша деревня так убога, так забита, кругозор ее обитателей так узок, что сельским педагогам часто приходится убивать часы  драгоценнейшего времени на объяснение самых простых вещей. Помните описание жизни крестьян-обломовцев? Какова эта жизнь? А ведь мужик мало изменился за это время, его кругозор - тот-же: на небе - Бог, в Питере - царь, есть Москва, «губерния» и уездный город, земский начальник и т. п.; по лубочным картинкам и книжечкам  он знакомится с Божьим миром, по-прежнему верит и в леших и в ведьмаков. А каковы отцы, таковы и дети, и на долю педагога падает ответственная, трудная задача перевернуть часто почти уже сложившееся миросозерцание своих питомцев. Но сами то педагоги подготовлены к этой задаче? О. нет! Печально вглядываются они назад на пройденный ими тернистый путь средней школы, - там нет для них опоры, там все заел жалкий грамматизм, там все, что только далеко от жизни. Возьмите программу той же женской гимназии, которая фабрикует сельских педагогов, и посмотрите, насколько она готовит к борьбе с невежеством! Новоиспеченная учительница совсем незнакома с естественными науками (ей не дают часто даже жалких обрывков знаний!), не имеет никакого понятия о жизни животных и растений и вообще о жизни мира; она такая-же немая свидетельница грозных явлений природы, как её жалкие питомцы. И вот учащие волей неволей принимаются за самообразование; здесь к их услугам - музей.

        Елецкий музей - совсем молодое учреждение. Основателем его был студент московского университета Н.М.Гусельников, ныне уже умерший от туберкулеза. Покойный посвятил немало трудов на оборудование своего любимого детища; в настоящее время в музее повешен , согласно постановлению очередного земского собрания за 1903 г., портрет этого незаметного труженика на пользу родного края. Но дело покойного не осталось без движения. Нашлись люди, которые бодро шли и идут уже проторенной тропой. Убогий голубятник завален приборами, коллекциями, картами, и пр.

      Здесь можно найти пособия по географии, физики, химии, анатомии, физиологии, энтомологии, общей зоологии, ботанике, минералогии, палеонтологии, и пр. наукам. Много весьма ценных предметов. Особенно богат зоологический отдел.

     Открыт музей ежедневно, кроме четвергов и неприсутственных дней. В каждую школу отпускается требуемое ею количество пособий в зависимости от наличности музея в данное время. (интересный момент, музей работает как библиотека, только вместо книг, выдаются экспонаты. Прим. автора)

     Срок отпуска: для городских школ от одного дня до двух недель и более, смотря по потребности и обстоятельствам.

      Деятельность музея такова: в первый год существования (1901 - 1902 г.) (Данная дата может служить днем образования первого музея в г. Ельце. Прим. автора) его услугами пользовались только 12 школ (10 уездных и 2 городские); на каждую школу в месяц приходилось только одна выдача. «Такое незначительное количество выдач объясняется»,  - читаем мы в земском отчете,  «во первых, тем, что многие запросы приходилось отказывать, во вторых, отдаленностью некоторых школ от города, чем затруднилась скорость обмена и, третьих, тем, что в большинстве случаев каждый раз выдавалось очень большое количество пособий, на долгий срок и из двух отделов каталога зараз».

       В следующем году деятельность музея значительно расширилась. Из 105 сельских, 12 городских и 3 воскресных училищ его услугами пользовались уже 45; в продолжение года было произведено 128 выдач; всех предметов было выдано 1618, так что в среднем на одну школу приходилось 3 выдачи, на каждую выдачу 13 предметов, а на школу 39 предметов.

      В третьем году своего существования музей обслуживал уже 66 школ (56 земских, 5 городских, 3 воскресных, 1 городское-министерское и женскую гимназию). Количество выдач было 272; всех предметов выдано 8735, т. е. более чем в 2 раза, сравнительно с предыдущим годом; на каждую школу приходилось 4 выдачи по 14 предметов.

      В текущем году деятельность музея еще увеличилась. На музей обратили уже внимание земства других губерний. Во всяком случае, этому полезному учреждению предстоит хорошая будущность. Музей растет. Пожертвования не перестают притекать в эту сокровищницу Елецкого края.

    Жаль только, что в финансовом отношении дела музея плохи. В 1903 г. попечительство о народной трезвости пожертвовало на его нужды - 600 руб.; орловское губернское земство прислало использованные уже на бывших педагогических курсах препараты, приборы и пр, всего на 250 р. В 1904 г. музей вновь получил от комитета трезвости 600 руб. и 100 руб. от уездного земства; последние пошли на вознаграждение учителя местной гимназии В.А. Кестнера за его труды по объяснению употребления пособий в чем конечно, нуждались преподаватели начальных школ.

      Главною, насущною нуждою для музея в настоящее время нужно считать перемену помещения: скитаться в голубятне - совсем неудобно.

     Необходимо также открыть музей для посторонней публики: желающих найдется, я думаю, немало.

 

    А вот как о Елецком Естественно - историческом  музее в отчете Елецкому уездному земскому собранию за 1910 - 1911 год сообщается:

 

      В отчетном году музей был открыт все дни недели, кроме четверга, с 10 ч. утра до 2-х пополудни; праздники (воскресные дни) с 11-ти до 1 часу дня.

     Выдача предметов прекращена в апреле месяце. Музеем пользовались 77 школ, из которых земских - 68; 3 - министерских: Чернавская, Измалковская и железнодорожная Ю.В.; 4 - городских и 2 частных женских гимназии: Лысенко и Паромоновой.

     Всех предметов было выдано 2907, всех выдач было сделано 198. В прошедшие годы, больше всего выдавалось пособий в октябре, ноябре и декабре месяцах, чего не замечается в отчетном году. Учащие не могли брать из музея чучел, препаратов и друг. предметов и вести их в ненастную погоду, когда они сами - (по их же словам) «едва пробирались по дорогам».

      Отчасти же и тем, что Земской управой в нынешнем году было выдано много наглядных пособий в собственность школам. Понятно, что получив необходимые пособия по географии, истории и т. п. некоторые школы не обращались после в музей.

     Как и в предыдущие годы, наибольшим спросом пользовались отделы: зоология, география, история и ботаника.

       Кроме школ музеем пользовались ещё: Аргамаченское общество трезвости (брали картины по мироведению), сельскохозяйственное общество (брали картины по ботанике и минералогии). Часть предметов: по зоологии, химии и физике демонстрировалась на летних общеобразовательных курсах.

       Выдаваемые предметы снабжались книгами, текстами и брошюрами, соответственно взятым отделам.

       В отчетном году музей посетили: ученики городского министерского училища 23 раза; курсисты город. училища - 1 раз; гимназисты - 6 раз; гимназистки - 4 раза. Бывали ученики и сучащими, так: из частной школы Назаровой были дети с учительницей Н.Т.Ростовцевой; ученики Александровской 1 школы - с учителем Варновским; ученики Казинской школы - с учительницей Л.В. Полосиной и девочки дома Трудолюбия с учительницей В.В. Рязановой.

     Кроме учащихся, в музее, как и в прежние годы, бывали и другие посетители.

      Пожертвования были сделаны: А.А. Платоновой (учительницей Становлянской школы) - гнездо осы. К.И. Челищевым (членом управы) - чучело удода.  О. Александром Архангельским (священником села Липовки) - осколок от клыка мамонта. М.Н. Дьяконовым (служащим в канцелярии Управы) - стеклянный ящик для руки египетской мумии, купленной в отчетном году в музей.

       Кроме того, были приобретены пособия: по зоологии - разные картины, препарат развития лягушки, сухая черепаха, её яйцо и крокодила, коллекция развития непарного шелкопряда. По анатомии - модели из папье - маше:  легкого, гортани и картины. По ботанике, русскому языку, технологии и этнографии - картины. По географии - картины и карты.

    С величайшим сожалением приходится ежегодно отмечать тот факт, что теснота помещения все увеличивается. После соединения всего отдела народного образования вместе, уже не приходится говорить о «показной» стороне музея, так как не достает места для самых необходимых предметов. Крайней необходимостью является прибавление еще одной комнаты.

 

                            Член Управы               А. Хрипунов.

                                    Завед. муз.           А. Левыкина.

 

 

 

Материал подобран, членом Липецкого областного краеведческого общества

                      Владимиром Заусайловым.

 

 

  1. Деятельность естественно исторического музея при нашем земстве с каждым годом сокращается, число школ, обращавшихся в музей за пособиями к январю 1908 года определяется цифрой 22, по счету же прошлого года 48. – 23.12.1907г.(газета «Елецкий вестник»)
  2. Экскурсии учеников начальных земских училищ. - … (посетили музей при уездной управе) … - 3.05.1914г.(газ. «Елецкий вестник» № 3)