Красовский
Вас. Афан. – 1875г.(10), 1888г.(11), 1890г.(12), ст. сов.
- 1907г.(21), 1908г.(22), 1909г.(23)
Красовский
Михаил Вас. – дв - 1895г.(14), тит. сов. - 1904г.(18), 1905г.(19)
Красовский
Пав. Афан. – 1875г.(10), ст.
сов. - 1898г.(16), 1899г.(48), 1900г.(17), 1907г.(21),
1908г.(22), 1909г.(23), д. с. с. - 1910г.(24), 1911г.(25), 1912г.(26)
Петров
Ал-др. Ал-др. – 1875г.(10), п. п. гр. - 1891г.(89), 1894г.(13),
куп. - 1895г.(14),пот. поч. гр. - 1898г.(16), 1899г.(48), 1900г.(17),
1904г.(18), 1905г.(19), 1906г.(20), 1907г.(21),
1908г.(22), 1909г.(23), ком. сов. - 1910г.(24), 1911г.(25), 1912г.(26)
Петров
Ал-др. Ник. – 1888г.(11), 1890г.(12), куп. - 1895г.(14)
Петров
Алек. Петр. – купец - 1869г.(8)
Петров
Ник. Ник. – 1888г.(11), 1890г.(12)
Петров
Пет. Ал-ров. – куп. - 1895г.(14)
Петров
Сергей Ал-ров. – пот. поч. гр. - 1898г.(16), 1899г.(48), 1900г.(17)
Родионов
Ив. Мих. - 1888г.(11), 1890г.(12)
Ростовцев
Васил. Никол. – купец - 1870г.(9)
Ростовцев
Никол. Ал-др. – куп. сын – 1904г.(18), 1905г.(19), 1906г.(20), 1907г.(21), 1908г.(22),
Соборная ул. сб. д. - 1909г.(23), пот. поч. гр. - 1910г.(24), 1911г.(25), 1912г.(26), личн. двор. - 1913г.(27), 1914г.(28), 1915г.(29),
1916г.(30), 1917г.(31)
Ростовцев
Никол. Никол. – куп. – 1907г.(21), 1908г.(22),
Успенская ул. сб. д. - 1909г.(23), пот. поч. гр. - 1910г.(24), 1911г.(25), 1912г.(26), учен. агрон. - 1913г.(27), 1914г.(28), 1915г.(29),
1916г.(30), 1917г.(31)
Русанов
Дмитр. Серг. - 1875г.(10)
Сергеев
Ал-др Вас. - 1888г.(11), 1890г.(12)
Сергеев
Петр. Алекс. – купец - 1869г.(8)
Томилин
Андр. Андр. – купец - 1870г.(9)
Хвостов
Ал. Ник. - 1875г.(10)
Хренников
Ксен. Григ. – купец - 1870г.(9)
Хренников
Петр Серг. – куп. - 1870г.(9), 1875г.(10)
Черникин
Ив. Вас. - 1875г.(10)
Черникин
Никол. Иван. – пот. поч. гр. - 1904г.(18), 1905г.(19), 1906г.(20)
Местная хроника … (большой список
избранных гласных) … Лопатин получил высшее образование в одном из
специальных учебных заведений, прекрасно ведет собственное хозяйство и
достаточно знаком с земским делом- 23.09.1909г.(газ. «Елецкая Жизнь» № 1)
Местная хроника … о достройке
Народного дома на Сенной площади … что стены дали трещину, один угол
требует перекладки … Гласный Стахович … г. Ветчинин … ассигновка Земством
11000 руб. … всегда найдутся предприниматели, которым можно сдать в
аренду без всякого убытка … Далее был заслушан доклад Григория
Александровича Ростовцева … Крестьянского банка … П.Я.Бахтияров …
открыться школы садоводства и огородничества в селе Стегаловке …
М.А.Стахович … Стахович Вл.А. … Пилюгин … Ильин В.И. … Е.Я.Бахтеяров … на
элеватор Д.П.Сергеев, В.А.Стахович … г. Иванюшенков необходимость
возобновления сгоревшего элеватора … строить элеватор … 29.09.1909г.(газ. «Елецкая Жизнь» № 3)
Археологическое приобретение – 20
декабря в Земство крестьянином Стегаловской волости был принесён
найденный им старинный железный панцирь. По заявлению крестьянина панцирь
найден им на пашне. Панцирь приобрело Ел. Земство для музея за пять
рублей. Видимо панцирь этот долго лежал в земле, так что железные кольца
перержавели, а некоторые даже свободно рассыпались при нажиме руки - 23.12.1912г. (газ. «Елецкий дневник» №
77)
Земская управа. При земской
управе имеется Комитет Красного Креста Обще-Земской организации … - 19.07.1915г.(газ. «Елецкая газета» №
14)
Санитарные заседания …в думском зале под
председательством В.В.Добродеева … - 28.07.1915г.(газ.
«Елецкая Газета» № 16)
50-е Очередное Елецкое Уеждное
Земское Собрание … под председательством заместителя Елецкого
Уездного предводителя дворянства А.С.Бехтеева (назначенного Полтавским
вице губернатором) Ник. Георгиевича Ветчинина. … об устройстве
междугородней телефонной линии между городами Ельцом и Лебедянью … 15.11.1915г.(газ.»Елецкий край» № 1)
Из истории земских учреждений
Освобождение крестьян от
крепостной зависимости в 1861
г. повлекло за собой серию реформ, носивших либеральный
характер. В частности, к ним относятся реформы местного самоуправления
(земского и городского), судебная, военная, реформы в сфере образования, отмена
предварительной цензуры для ряда печатных изданий. Все эти преобразования были
очень важны для дальнейшего развития России, благодаря которым Российское государство
твердо встало на путь капиталистического развития.
Одной из важных реформ того
времени была организация земских органов самоуправления. 1 января 1864 г. было принято
«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» (далее «Положение» 1864 г.). С этого дня началась
более чем полувековая история земских учреждений. Земства подразделялись на
уездные и губернские и были введены в 34 губерниях европейской части России. Но
в этих губерниях земские учреждения были введены не сразу. Только в 1865 г. были введены первые
земства, а образование остальных земств растянулось более чем на
десятилетие.
Структурно земства делились на
распорядительные органы – уездные и губернские земские собрания и
исполнительные – уездные и губернские земские управы. Выборы в уездное земское
собрание были не всеобщими, цензовыми (в зависимости от количества земли, от
получаемого годового дохода, от наличия недвижимого имущества в уезде или
городе), для крестьян же выборы, кроме того, были не прямыми, а
многоступенчатыми. По «Положению» 1864 г. выборы проводились по трем куриям: от
землевладельцев, от городов, от сельских обществ. В 1890 г.правительством было принято новое «Положение
о губернских и уездных земских учреждениях» (далее «Положение» 1890 г.). По нему выборы
проводились по трем уездным земским собраниям: от сельских обществ, от 1-го
избирательного собрания (потомственные и личные дворяне) и от 2-го
избирательного собрания (прочие избиратели и представители юридических лиц). По
каждой курии или съезду полагалось избирать определенное количество гласных на
уезд, что определялось «Положениями». Оба «Положения» были написаны в расчете
на то, что количество гласных от дворян будет большим, чем гласных от других
сословий. Но практика выборов по «Положению» 1864 г. показала, что, в
общем по России количество гласных от дворян в земских собраниях (это касается
уездных земских собраний) становится все меньше и меньше. Поэтому, чтобы
сохранить влияние дворян в распорядительном органе земского самоуправления в 1890 г. было принято новое
«Положение о губернских и уездных земских учреждениях», по которому система
выборов в уездные гласныеносила ярко
выраженный продворянский характер. За гласными от дворян официально были
закреплены более половины всех гласных мест по России.
Если гласные по «некрестьянским»
куриям или собраниям избирались в ходе прямого голосования на специально организуемых
съездах, то крестьяне избирали своих гласных через многостепенные выборы (по
«Положению» 1864 г.).
Сначала, сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором
избирали выборщиков для участия в уездном съезде по 3-ей курии, где непосредственно
уже избиралось необходимое количество гласных. Затем все уездные гласные должны
были пройти процедуру утверждения губернатором. Губернатор имел право не
утверждать «неблагонадежных», по его мнению, гласных. По «Положению» 1890 г.крестьяне каждой волости избирали кандидатов
в гласные, а затем губернатор утверждал то количество гласных от сельских
обществ по уезду, которое было указано в законе, и только тех, кто, по его
мнению, был достоин этой должности.
Срок полномочий земских гласных
длился три года. Они собирались на уездные земские собрания, которые собирались
один раз в год, обычно осенью. На первом заседании земского собрания очередного
созыва избирались члены уездной земской управы и ее председатель, а также
избиралось установленное законом количество гласных в губернское земское
собрание, на котором, в свою очередь, также избирались члены губернской земской
управы и ее председатель. Председателями уездного и губернского земских собраний
были соответственно уездный и губернский предводители дворянства. На земских
собраниях решались следующие вопросы хозяйственной жизни уезда или губернии:
рассматривались и утверждались сметы и раскладки, определялись основные
направления деятельности земства, рассматривались жалобы, прошения и т. п., заслушивались
отчеты и доклады земских управ, земских служащих и различных земских комиссий.
Кроме очередных ежегодных сессий земских собранийпроводились внеочередные (экстренные) сессии,
которые созывались в тех случаях, когда срочно требовалось решение земского
собрания по тому или иному вопросу.
Земские гласные за свою
деятельность не получали денежного вознаграждения. Их работа носила
общественный характер. Члены земской управы и ее председатель получали
жалованье, которое устанавливалось земским собранием. Срок полномочий земской
управы был также три года.
Бюджет земских учреждений
формировался за счет обложения земель различных форм собственности, городского
недвижимого имущества и с торговых заведений. Иногда земства получали от
государства целевые дотации, например, на содержание местных путей сообщения.
Некоторую часть дохода составлялиприбыль от земских торгово-промышленных предприятий и пожертвований
частных лиц. Сумма получалась довольно крупной, но недостаточной для выполнения
всех земских задач. Причина тому – запущенность местного хозяйства в различных
уездах и губерниях Российской империи. Но даже в рамках своего бюджета земствам
удалось сделать многое.
Земские функции были чисто
хозяйственными, но не политическими. В первую очередь земства были обязаны
выполнять так называемые земские повинности – натуральные и денежные,
заключавшиеся в содержании местных чиновников и полиции, путей сообщения,
арестных домов. Необязательными направлениями деятельности по «Положению» 1864 г. были медицина, народное
образование, развитие промыслов и кустарной промышленности и многое другое.
Кроме того, в силу своих достаточно многочисленных обязанностей и разнообразной
деятельности, земства занимались статистическими исследованиями в масштабах
уездов и губерний.Земства также делали
многое для развития таких отраслей сельского хозяйства как растениеводство,
животноводство, садоводство и плодоводство. Земства уделяли «необязательным»
направлениям своей деятельностизначительное внимание и именно на этих поприщах они добилисьвпечатляющих успехов. Например, заслуга
появления медицины на селе практически полностью принадлежала земствам. Земская
статистика получила мировое признание как самая передовая. Земская начальная
школа считалась самой лучшей. Уделялось заметное внимание профессиональному
обучению молодежи. В значительной степени благодаря земствам в стране развивалось
библиотечное дело. Земства пытались ввести в сельское хозяйство передовые
агрономические и агротехнические новшества, пытались предотвратить эпизоотии
посредством развития на селе ветеринарии.
Для осуществления широкого круга
задач, стоящих перед земствами (хозяйственно-экономической, медицинской,
культурной сферах), необходимы были самые разнообразные специалисты. Земства
стали нанимать их на работу. Это были врачи, фельдшеры, акушерки, ветеринары,
агрономы, статистики, инженеры, страховые агенты, учителя и т. д. В России
сложилось уникальное и единственное в своем родеявление – земская интеллигенция, чью
деятельность в развитии местного хозяйства, образования, медицины и культуры
трудно переоценить.
Земская реформа была проведена
под влиянием общественного мнения, требовавшего либеральных преобразований. С
другой стороны, введение самоуправления на местах для решения хозяйственных
местных дел представлялосьправительству
целесообразным, т. к. царские чиновники на местах, руководствовавшиеся
указаниями вышестоящего начальства, действовалималоэффективно и не могли справиться с поставленными перед ними задачами.
Кроме того, на содержание местного хозяйства, медицины и образования
требовалисьзначительные государственные
денежные вложения. В 60 – 70-е гг. XIX в. финансы Российской империи испытывали серьезные трудности.
Во многом благодаря этому верховная власть не прочь была переложить расходы на
местных жителей, предоставив им самоуправление. Таким образом, очевидно, что
вертикаль власти, выстроенная царем и царским правительством, оказалась
неэффективной при решении местных проблем, как хозяйственных, так и
экономических, а кроме того финансовые проблемы России не позволяли
правительству в достаточной мере выделять средства на местные нужды.
Следовательно, земская реформа была вынужденным шагом и в то же время
совершенно необходимым.
Правительствонастороженно относились к земствам и их деятельности.
Оно лишило земства права заниматься политической деятельностью, но все же
продолжаловидеть в земствах
конкурентов государственной власти. Поэтому земские учреждения и земские
служащие находились под контролем местной и центральной властей – министра
внутренних дел и губернатора. Они имели право приостанавливать любое
постановление земского собрания, которое, по их мнению, противоречило законам
Российской империи или признавалось «противным государственным пользам».
Земствам не было дано с самого начала право самим взыскивать недоимки по
земским сборам или самим добиваться исполнения натуральных повинностей. Для
этого им приходилось обращаться к местным полицейским органам, которые не зависели
от земств. Земства учреждались в уездах и губерниях, но не было всероссийского
земского органа, который мог бы выражать интересы всех земских учреждений перед
центральными властями. Все ходатайства земских деятелей о введении «Общей
земской думы» или «Земского собора»оставались без удовлетворения. Более того, земствам разных губерний,
даже соседних, запрещалось устраивать совместные встречи, пусть даже и для
обмена опытом по различным хозяйственным делам. Такие встречи, конечно, устраивались,
но тайно, и обсуждались на них зачастую не земские проблемы, а политические.
Видные земские деятели по своим политическим взглядам были либералами. Они
видели будущее России в конституционной монархии. Земские учреждения
рассматривались ими как первый шаг на пути к конституции. Некоторые земцы
излагали требования конституционных прав и свобод в виде «адресов», «записок» и
прочих ходатайств и петиций царю. За границей издавались брошюры, в которых
излагалиськонституционные идеи. Не удивительно,
что царское правительство так настороженно смотрело на земство. Необходимо
отметить, что первые либеральные легальные партии появились, в какой-то мере,
благодаря либеральному земскому движению.
Февральская революция привела к
свержению монархического режима в России. В стране начались перемены, которые
затронули и земские учреждения. В соответствии с законами Временного
правительства от 21 мая и 9 июня 1917
г. земства становились бессословными. Выбирать и быть
избранными в гласные могли все мужчины и женщины, достигшие 20-летнего возраста.
К выборам допускались и солдаты. Кроме губернских и уездных земств вводилось
самое маленькое – волостное земство. Голосование было тайным и равным, а в
волостные земства, кроме того, и прямым. В губернские земские собрания гласные,
как и прежде, избирались уездными земскими собраниями. Претерпела изменения
система выборов в земство. В волостные земства выборы проводились по
мажоритарной системе, однако, по постановлению уездной земской управы в
отдельных волостях (по утверждению министра внутренних дел) допускалась
пропорциональная система выборов, т. е. избиратели голосовали за заранее
утвержденные списки гласных. Выборы в уездное земское собрание проводились по
пропорциональной системе.
Губернские и крупные города, в
которых проживало не менее 50000 жителей, приравнивались в правах к уездам. Здесь
гласные в губернское земское собрание избирались городскими думами.
После Февральской революции 1917 г. местная
администрация и губернская оказались упраздненными. Их функции пришлось взять
на себя земствам. Губернские и уездные земства стали выполнять государственные
функции, например, такие, как полицейский надзор, регламентация жизни крестьянских
общин, взимание налогов, организация переселенческого дела (как известно, в это
время шла война) и другие. Уездные и губернские земские собрания получили право
издавать постановления, обязательные для исполнения местным населением. Именно
на земства опиралось Временное правительство, проводя свою политику на местах.
В
октябре 1917 г.
произошла социалистическая революция. К власти пришли большевики и провозгласили
власть Советов. В ходе установления советской власти на местах упразднялись
прежние органы самоуправления.
Земство в
Ельце
Земства
или земские учреждения (земские собрания, земские управы) выборные органы
местного самоуправлениявведены земской
реформой 1864 г.В Ельце земство, как и во многих других
городах, ведало вопросами просвещения, здравоохранения, строительством дорог и
т. д.Введено было, по видимому, в 1865 г., поскольку
хронологические границы архивных документов для Ельца определены рамками 1865-1918 г.г.
На
счету у Елецкого земства строительство Земской больницы, Дома трудолюбия, школ,
дорог, мостови многих общественных
сооружений.
В течение многих лет председателем елецкой уездной земской управы был С.С.
Бехтеев.
Елецкое земское учреждение располагалось в здании на ул. Воронежской. На карте
Ельца 1908 г.
здание по Воронежской улице, соответствующее нынешнему зданию по ул. К. Маркса,
3 под пунктом 103 обозначено как «Земская управа». Архивных документов,
касающихся строительства этого здания, в настоящее время не обнаружено, но
стилистически, согласно его архитектурному облику, оно относится к 60-м. годам
ХIХ столетия. Обследования здания подтвердили то, что
конструктивные характеристики здания соответствуют этому времени, а
существенных перестроек оно не претерпело. Отсутствует лишь антресольный этаж в
восточной половине здания и балкон на втором этаже восточного крыла. Вероятно,
здание строилось специально для размещения в нем земства с самого начала его
деятельности, а не было приспособлено из ранее выстроенного. Архитектурный
облик здания несет в себе послеклассические элементы, с не доконца утраченным ордерным построением в виде
филенчатых во всю высоту пилястр со стилизованными растительным орнаментом
капителями, покоящихся на рустованных пилястрах. Центральная часть главного
фасада выделена балконом чугунного литья по второму этажу над широкой проездной
аркой по первому, что придает зданию облик общественного.
Согласно переписным документам в здании земской управы
(К. Маркса № 3142 кв.дом Земской управы) в начале ХХ века
размещались различные отделы земства:
Земская управа – 1908г.
Уездный училищный Совет и подведомственные
ему учебные заведения –1907- 1913г.,
Землеустроительная комиссия- 1908 - 1912г.
Уездное отделение епархиального
училищного совета – 1908г - 1912г.
Уездный комитет попечительства о
народной трезвости – 1909 - 1911г.
Уездный съезд- 1909- 1917г.
Елецкое о-во сельских хозяев – 1910г.
Елецкий отдел о-ва птицеводства – 1910г.
Дворянская опека.– 1910г., 1911г.
Совет Елецкого общества сельских хозяев
– 1911 -1915г.
Елецкое земство выпускало почтовые марки
в 1875 г.;
в памятных книжках перечисляются гласные Елецкого уездного земства.
Кроме помещений, занимаемых отделами
земства, в одном из частей здания находилась жилые помещения, в которых в
разное время проживали члены земских отделов. Судя по отчетам и хронологии это
была одна квартира, которую в разное время занимали:
В 1905г.– отставной подпоручик
Омельянович И.И., дворянинс сыном-
гимназистом
В
1909 - 1910г.– коллежский советник,гласныйГородской Думы Ветчинин
В. Г.
В 1915-1917г.– член совета Елецкого
общества сельских хозяевВишневский
Д.К.
В 1917г.– член советаЕлецкого общества
сельских хозяев,коллежский
советник,Лопатин К. Н. и член совета
Елецкого общества сельских хозяев Пилюгин Ф. Н.