Спасовская. – Приход этой церкви, известный больше под именем
Рождественского по прежнему храму в честь Рождества Христова, состоит из трех
пригородных слобод Ламской волости – Подмонастырской, Александровской и Прокорной Поляны и из 250
городских деревень. Слободские прихожане состоят из крестьян, а горожане за
небольшими исключениями принадлежат к торговому классу.Всего считается в приходе, 1852 д. муж. п. и
1872 д. жен. п. Когда и как образовался приход, определить нельзя, за
отсутствием каких-бы то ни было сведений. Известно лишь по писцовым и межевым книгам 1628 – 1629 г.г., что он уже
существовал в это время, и большинство его прихожан составляли казаки
Александровской слободы. Уже тогда в приходе была «церковь Рождества Христова –
деревянная ветхая, да придел Владимирская Богородицы – строение и полово мирское: округ той
церкви кладбище огороженное вновь. Эта церковь имела в длину вместе с трапезою
и папертью 4 саж., а поперек 2 сажени с третью.» На ее месте построена была
опять деревянная церковь, которая сгорела в тридцатых годах XVIII в. от неизвестной причины. После
этого Рождественские прихожане более 20 лет не имели своего храма. Наконец, в 1758 г. однодворцы Прохор и
Карп Мивлевы, Михаил Кабанов и Михаил Редькин от имени всех жителей
Александровской слободы заявили епархиальному начальству о своей готовности
построить новую церковь, что и было им дозволено. Основание ее последовало в
апреле 1759 года, а в феврале 1760
г. церковь была уже готова и, с благословения еп.
Воронежского Кирилла, освящена. В это время при ней считалось приходских дворов
32, а душ обоего пола 176. Однако уже в 1767 г. был возбужден вопрос о построении новой
каменной церкви во имя Рождества Христова с приделом Тихвинской Пресв.
Богородицы, хотя деревянная церковь далеко не была еще ветха. Поводом к
построению новой каменной и более обширной церкви послужил крестный ход,
ежегодно совершавшийся сюда из Собора в день Тихвинской Богоматери; при чем,
как доносил священник, «приходящему народу бывало великое утеснение». Закладка
каменного храма состоялась в 1766
г. на новом месте в 200 саж. От прежнего храма. Едва
приступили к постройке нового храма, как старый сгорел до снования со всею
утварью в 1769 году. Удалось спасти только особенно-чтимую икону Тихвинской
Богоматери, а при раскопке обгоревших остатков был найден невредимым «Образ
Нерукотвореннаго Спаса». В виду этого прихожане поспешно построили пока
трапезную церковь с престолом Тихвинской Богоматери, освященным, как видно из
«храмосвятной грамоты», в 1770
г. с благословения свят. Тихона, еп. Воронежского.
Главный же храм с колокольнею построен позже с престолом Рождества Христова, но
когда именно неизвестно. Так как церковь строилась спешно, то оказалось, что
она непрочна и тесна. Поэтому прихожане в 1842 году ходатайствовали пред
Орловским Епархиальным начальством дозволить им трапезную церковь разобрать и
построить более просторную. Разрешение последовало, а в 1848 году на средства
прихожан выстроена новая трапезная с колокольней, существующий в этом виде и
теперь. В 1860 г.
была разобрана и главная церковь, а построена в 1869 г. просторная пятиглавная, - на
средства церковного старосты купца Никиты Лагутина и других прихожан, с тремя престолами:
главным – в честь Нерукотворного ОбразаСпаса, южным – Воздвиженским и северным в честь влич. Пантелеимона. В трапезе два престола:
левый во имя Тихвинской Богоматери и правый в честь Рождества Христова. В 1870 г. в Тихвинском приделе
сделан новый иконостас, а в 1899
г. вся церковь ремонтирована. Главную святыню храма
составляет чудотворная икона Тихвинской Богоматери, существующая около 200 лет.
В 1887 г.
у иконы стали совершаться чудеса, подтвержденные на формальном следствии
исцелившимися под присягой. Чудеса совершаются и доныне, а потому икона
почитается не только жителями г. Ельца и уезда, но и соседних уездов. В 1895 г. на эту икону
возложена сребропозлащенная риза весом 2 пуда 10 ф., венец Богоматери и Младенца
украшены драгоценными камнями; риза стоит 6017 р. 37 коп. Для возки иконы по
городу имеются два пожертвованных экипажа -летний и зимний, а села она износится на особо устроенных носилках.
Перед иконою ежедневно совершаютсяв
храме молебны с акафистом после литургии и вечерни. Другая чудотворная икона –
Нерукотворный Образ Спаса, уцелевшая вместе с Тихвинской от пожара древнего
деревянного храма, и третья – св. влич. Пантелеимона, присланная из Авонского монастыря в 1869 г., с частицею мощей
Угодника. В 300-х саженях от храма, в местности известной в народе под
названием «Винные подвалы» есть пустошь, кругомогороженная, с «Голубчиком» по средине. Здесь на деревянном столбе в
киоте помещается старинная икона Божией Матери с неугасимой лампадой. Место это
называется «Убогим домом» потому, что здесь, по преданию, когда-то стояла
виселица для казни преступников. Сюда ежегодно в четверг пред Троицыным днем
совершается крестный ход из храма и служится молебен с акасистом Успенской Б. Матери и панихида по
всем усопшим. Спасовской церкви принадлежит: каменная часовня на месте
сгоревшего в 1769 г.
деревянного храма, одно-этажный каменный дом церковно-приходской школы и два
сарая деревянных для дров и экипажей, в которых возят по городу Тихвинскую
Чудотворную икону. На содержание церкви и причта поступают % с пожертвованных
капиталов в 2075 р.