Успенская. О времени образования прихода этой церкви, состоящаго из
615 д. м. п. и 616 д. ж. п. городского населения и пригородних слобод, не имеется
никаких сведений. В составприхожан
теперь входят купцы, мещане, крестьяне и разночинцы. Из документов церковной ризницы видно,что прежний Успенский храм, давший название
приходу, существовал с давняго
времени около стараго Вознесенскаго собора; на его месте стоит теперь новый
Собор. Храм был каменный, одно-этажный, небольших размеров с двумя престолами –
главным в честь УспенияПресвятыя Богородицы
и трапезным в честь Богоявления Господня; первый освящен был в 1757 г. еп. Воронежским Феофилактом, а второй - в
1793 г.
при Орловском еп. Аполлосе. Однако на иконе Успения Пресвятыя Богородицы,
перенесенной из этого храма в теперешний, доселе существует надпись такая: «сей
оклад сооруженусердием прихожанпри священнике МихаилеИванове 1740 года». Ясно, что построение
прежнягохрама должно быть отнесено к
более раннему времени. Возможно, что Успенский храм существовал со времени
основания города, так как известно, то он находился в центре первоначально
основаннагогорода. Старый храм стоял до
1823 г.;
когда был построен на другом месте новый храм,а этот постепенно разобран. При этом большинство материалов пошло на
устройство теперешняго
храма, заложеннаго в 1815 г.
Храм Успения в настоящее время стоит на углу Воронежской и Успенской улиц и
имеет два каменных этажа с шестью престолами. В верхнемхолодном этаже главный престол в честь
Успения Пресвятыя Богородицы, а боковыи – правый в честь входа Господня во Иерусалим и
левый -в честь Воздвижения Креста; в
нижнем теплом этажеглавный престол в
честь Богоявления, правый – Георгия Победоносца и левый в честь свят. Григория
Богослова и муч. Дария.
Постройка этого храма производилась за недостатком жертвуемых средств крайне
медленно; лишь в 1829 г.
был совсем закончен верхний этаж и освящен в нем последний престол Григория
Богослова. Колокольня-же начата постройкой гораздо позже, в 1833 г., а закончена в 1847 г. Из стараго храма в
настоящий был перенесен иконостас для верхнего этажа и большинство ценных икон.
Теперь сохранились древнейшия из них – Богоявления Господня и Успения Пресвятыя
Богородицы. Судя по однообразной форме их, можно думать, что они сооружены в
одно время, т.е. в 1740 г.,
как это значитсяна окладе иконы
Успения. Эти иконы особенно уважаемы прихожанами. Со времени постройки
Успенский храм неоднократно подвергался небольшим поправкам и капитальным
ремонтам. Так, в 1861, 1867, 1872 и 1881 г.г. были постепенно сделаны новые
иконостасы: Богоявленский, Успенский, Воздвиженский и Георгиевский на средства
прихожан и старанием ктиторов Назаровых. Поводом к устройству новаго Георгиевскаго
иконостаса послужила отчасти смерть священника 142 Звенигородскаго полка Федора
Покровскаго, который скоропостижно скончался в алтаре на первый день Пасхи пред
утренней от кровотечения из горла: при этом были окровавлены помость алтаря от
иконостаса до горняго места и сам иконостас. – Успенской церкви принадлежат две
каменных часовни: в рыбном ряду на Архангельской улице при площади и в мясных
рядах на Успенской улице. Часовни эти, по рассказам старожилов, построены
торговцами при основании торговых площадей в 1796 г. и по близости разстояния
приписаны к Успенскому приходу, отчасти для усиления сборов на постройку храма.
Подле храма стоит
еще третья часовня, построенная при закладке храма. Здесь, по преданию, под
воскресный и праздничные дни совершалось под открытым небом всенощное бдение в
течение постройки храма и собиралось много пожертвований. В этой часовне
находится ризное изображение сидящаго в темнице Спасителя. На содержание Успенскаго
храма поступают % с капитала в 2125 р. В 1876 г. в Успенском храме совершал литургию
бывший при посольский церкви в Париже, председатель Духовно-Учебнаго Комитета, Протоиерей
Иосиф Васильев.