Город Елец
Статистическое описание г. Ельца. 1849-1850 гг.
Для готовящегося сборника статистических сведений по Орловской губернии, Орловским Губернатором было разослано указание во все уезды, подготовить данные. В Елецком уезде разными людьми готовились сведения по Ельцу и Елецкому уезду, во многом повторяющие уже известные исторические сведения, но вот записи, штатного смотрителя Елецких Училищ Василия Юшкова были интересными и живыми.
Историческое обозрение и
достопримечательности уезда
Начало города Ельца относится к 14 веку, и в первый раз об том упоминается в Истории, как об отдельном Княжении, с зависимостью от Князей Рязанских, под 1389 годом; настоящее же время его основания в Истории не означено, и в памяти народной ничего об образе его происхождения не сохранилось. Нам известно по Истории только то, что он принимал живое участие в борьбе России с Татарами и, был расположен на краю Княжения Московского, один из первых подвергался разорениям от иноплеменников, грозивших нашествием на Москву. Так в 1395 году, в Княжение В.К. Василия Дмитриевича, страшный Тамерлан, или Темур-Аксак, пленив Князя Елецкого, разорил и самый город до основания; но быв устрашен видением во сне Богоматери, коей икона, по сказанию современных летописцев, в тот самый день (15 августа) была принесена из Владимира в Москву. Оставил намерение идти на разрушение нашей древней столицы, и в ужасе обратился вспять, простояв в бездействии две недели в верховьях реки Дона; между тем В.К. Московский уже приготовился встретить его с войском своим за Коломною, на берегу Оки. В воспоминание сего дивного избавления России, Пречистою Богоматерью была написана, (неизвестно, впрочем, с которого времени) жителями г. Ельца Икона Явления Божьей Матери Тамерлану, в таком виде, как по сказанию современников или потомков их она явилась во сне сему Завоевателю. Матерь Божья на сей иконе изображена во весь рост в малом виде, с распростертыми вверх руками; по сторонам же воинство небесных бесплотных сил и Святители. Внизу, с левой стороны, воинский стан и войны в кольчугах и шлемах, из коих впереди стоящий преклонен до земли. Серебряный вызолоченный оклад покрывает сию икону, на деке которой в 1737 году была, может быть, подновлена бывшим тогда Елецким Воеводою, (неразб.) Иваном Григорьевичем Нащокиным, надпись, вещающая выше – писанным образом о разорении Ельца Тамерланом. Сказывают ещё, что сия икона есть только копия с древней, которая отсюда якобы вывезена в какой-то другой город в России. Нынешняя находится в Елецком Вознесенском соборе. – В том же соборе хранится и друга древнейшая икона Казанской Божьей Матери, перенесенная сюда из селения Тальца. Величина её в вышину и ширину по 1 ¾ аршина, и к ней особенно прибегают с молитвою жители Ельца во всех случаях жизни. Неизвестно, впрочем, когда и кем сия икона была принесена в Талец. На деке её находится следующая надпись: «Сей образ Божьей Матери изволением Божьим спасен от нашествия Темур-Аксака в 1395 году и перенесен в Елец» - Кроме сих, особенно чествуемых икон, не обретается в Ельце и уезде ни образов явленных, ни св. мощей и нет никаких значительных вкладов.
Новое разорение претерпел Елец в 1618 году, в это время он, по разграблении, был сожжен Гетманом Запорожских казаков, Сагайдачным, шедшем к Москве на подкрепление Сигизмунда III, Короля Польши, желавшего возвести на Престол Российский сына своего Владислава.
За неимением в виду официальных документов, не возможно с достоверностью определить времени, в которое Елец был назначен городом Провинциальным, управлявшимся своими Воеводами, что продолжалось, вероятно, до Царствования Императрицы Елизаветы Петровны; ибо на картах 1745 года, от Академии Наук изданных, он уже был включен в число уездных городов Воронежской Губернии, а с 1779 года, с коего времени начинаются и дела Архив Елецкого Уездного Суда составляющие, мы находим Елец в числе городов Губернии Орловской.
Из селений, в его уезде заключающихся: 1) Чернава, прежде город Чернавск, примечательна по древности основания, которое восходит так же до 14 века. 2) Талец, прежде Талим, Талецкий острожок, основанный, как надобно полагать, в 14 же веке для защиты России от набегов Татар, лежит от Ельца в 14 верстах, вниз по течению Сосны. В этом селении находятся церковь и колокольня древней постройки, и в этом же храме доныне благоговенно сохраняется присланное ему в дар Евангелие от Царя Михаила Федоровича, с следующею, собственноручною, как надобно полагать, сего Государя надписью: «РМЗ году Апреля (неразб) Государь Царь и великий Князь Михаил Федорович всерусийский пожаловал сию книгу Евангелие Напрестольное в новой в Талецкой острог к церкве Пречистыя Богородицы Казанские». Надпись сия начинается с низу первого листа и так идет по листам следующим. – 3) Красная Польна, Петровское то же, замечательна храмом во имя Св. Апостол Петра и Павла, сооруженным по достоверному преданию на том самом месте, где Государь Петр Великий, во время одной из своих поездок в Воронеж, был ночью остановлен крестьянами, жившими в окрестных от дороги селениях, с намерением быть ограбленным. Когда же сей Великий Монарх был ими узнан, то в это время они со слезами раскаяния испросили себе от Него прощения, сказав, что к этому поступку их довело мздоимство городских властей. По прибытии в Воронеж Государь повелеть изволил произвести о сем дознание, и виновные получили за свои поступки законное возмездие. В последствии, в этом месте образовалось вышеупомянутое село Красная Пальна, иначе Петровское. – Кроме сих церквей и селений, иных по чему либо примечательных в историческом отношении в уезде не находится.
К роду памятников можно отнести находящиеся в городе две каменные часовни, из коих однана Красной площади, близ Вознесенского собора, построена, как сказывают старожилы, над могилою Елецких граждан, убитых в сражении с Татарами. В ней издревле ежегодно совершается в 29-й день Августа соборными священнослужителями панихида о упокоении душ войнов, положивших живот свой на брани за Отечество. Другая, с издавних лет на месте прежней деревянной построенная старанием священника градской Преображенской церкви Иоанна Жданова на доброхотное даяние Елецких граждан, находится на возвышенном левом берегу реки Сосны, так же в самом городе, и напоминает собою то место, где, по преданию, отдыхал Св. Митрополит Алексий, во время путешествия своего в Княжение Симеона Иоанновича в орду к Хану Чанибеку, для исцеления его жены Тайдулы. И в ней расположены Св. иконы, между коими и икона Св. Митрополита Алексия, хотя не древнего писания. Есть и еще каменная часовня в саду принадлежащем к дому Елецкого купца С.Н. Хренникова; и в ней хранятся святые иконы, пред коими по временам теплится лампада, и она, сказывают, также построена над могилою павших в битве с Татарами граждан города, но это сказание не всеми поддерживается. Сверх сего, при тюремном замке, на Красной площади, лежат на положенных на земле брёвнах шесть чугунных пушек, дна таковая же пищаль и две бомбы, с незапамятных времен в городе находящихся. С вероятностью можно заключить что сии орудия суть остатки от тех пушек, которые во множестве были высланы из Москвы в Елец Лже Дмитрием, во время предполагаемой им войны с Турецким Султаном.
Наконец, не будет, полагаю, излишним упомянуть о подземном ходе, обложенном дубовыми брусьями, частью доныне невредимо сохранившимися. Полагаю, что он простирается от постоялого двора гражданина Деева, где поставлен каменный столб с иконою Спасителя, вниз через Красную площадь к реке Сосне, и служил якобы путем для добывания воды осажденным от Татар жителям города. Ныне ход этот частью обнаруживается во время производимых весенней водою обвалов.
О древнейшей замечательнейшей грамоте, присланной в 1606 году Ельчанам, во время их отпадения от Москвы, Царицею-Инокинею Марфою Федоровною, с братом её Боярином Григорием Федоровичем Нагово, в удостоверение, что Царевич Димитрий истинно был убит в 1591 году в Угличе, при чем приложена была и маленькая икона с изображением сего Святого.
У жителей Ельца не сохранилось в памяти; о существовании же в настоящее время между ними древних грамот – не известно преданий по чему либо любопытных, кроме тех, о коих упомянуто мною выше, я не слыхал.
Описание города
Герб города Ельца представляет щит, в белом поле которого находится олень, стоящий у дерева ели.
Елец находится при
реке Быстрой Сосне и речках Ельчик и Лучок, впадающих в первую. Он заключает в
себе под поселением 331 десятину и 1264 сажени; под усадьбой вновь
предположенных кварталов – 340 десятин и 575 саж; под выгоном 3169 десятин и
1632 сажени, а всего 3841 десятину и 1071 сажень. Общее число жителей обоего
пола в городе 26150 душ. В том числе: дворян потомственных муж. пола 73,
женского 60; дворян личных: муж. пола 169, ж. 149; из чинов гражданских,
служащих: медиков 2, вольнопрактикующих 3; разночинцев: священнослужителей 98
муж. и 114 ж. пола; церковнослужителей и их семейств муж. 54, женского 92 чел.;
монашествующих муж. 26, ж. 152; духовных иностранного исповедания не имеется;
отставных солдат 265; их жен и детей 350; бессрочно отпускных нижних чинов 30
муж. и 19 ж. пола; (неразб. 2 слова), почетных граждан: муж 24 и женского 23;
купцов муж. пола 1674, ж. 1850; мещан 7035 муж. и 7548 ж. ( в числе сих купцов
и мещан находятся и цеховые, о коих, однако же, отдельного сведения не
получено); однодворцев, ил казенных крестьян, мужского 1500, ж. пола 1510;
однодворческих же крестьян, коннозаводских, удельных и свободных хлебопашцев в
городе не находится; дворовых людей: муж. 363, ж. 375; помещичьих крестьян
По сведениям за 1849 –й год, из фабрик и заводов в городе заключаются следующие:
Число фабрик Число мастеров Число
и заводов работников
Красильня 1 1 1
Шелковых сит 1 1 6
Клейных 1 1 5
Колокольных 1 1 10
Пивоваренных 1 1 6
Чугуноплавильных 1 1 35
Воскобелильных 1 -- --
Табачных 2 2 3
Мыловаренных 2 2 13
Канатных 2 1 6
Свечных восковых 2 2 4
Свечных сальных 4 4 10
Салотопенных 8 8 37
Кирпичных 10 10 52
Кожевенных 16 27 198
Крупорушек 20 18 43
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Всего - 73 80 429
Сумма же годового оборота на сих заведениях неизвестна.
Сверх сего, в Ельце находятся портные, сапожники, кузнецы, оловяничники, слесари, столяры, плотники, каретники, колесники, маляры, трубочники (50), медники, серебряники, шорники, токари, переплетчики, и часовые мастера, но о числе хозяев этих заведений сведений – не доставлено.
Ярмарка в Ельце бывает одна Тихвинская, на коей торг производится красным товаром, но преимущественно рогатым скотом, овцами и разными мелкими крестьянскими изделиями.
По сведению 1849 года в уезде считается А.) по царству прозябаемому: а) Мельниц водяных 99, в том числе крупчаток 33, и обыкновенных 66. Большая часть из них принадлежит жителям города, и самые замечательные находятся на реках Воргол и Пальна. Ветряных мельниц 66 обыкновенных; о конноприводных же сведений не получено. – Наибольшее число поставов доходит до 20. б) Винокуренных заводов 4; все они паровые. По нормальному вычислению, один из них в 323.000 ведер, другой в 322.000, третий в 226.000, и четвертый в 96.000 ведер. Все сие заводы продовольствуют вином, кроме Елецкого уезда, и другие некоторые. с) Бумажных фабрик одна, на коей 20 работников, и годовой оборот совершается на сумму 1570 рублей серебром.
В) По царству ископаемому. Один колокольный завод, на коем при 5 работниках годовой оборот совершается на 470 рублей серебром. – Кроме сих исчисленных заведений иных в уезде не находится.
Променивающая промышленность
За неимением сведений о годовом обороте суммы, совершаемой внутреннею и внешнею торговлею Елецкого уезда, не возможно с достоверностью определить и настоящее её состояние не смотря на сие, видим, что Елец доныне удерживает за собою перевес по торговле в России крупчатою мукою, а сие может привести к включению, что его огромные капиталы с большою пользою употребляются и на многие другие отрасли променивающей промышленности. Но чтобы благосостояние от торговли проистекающее могло быть уделом многих, и чтобы самая торговля возвысилась и приняла оборот живейший, то действительным к тому средством служат коммерческие банки. – Предметы, составляющие внутреннюю торговлю сего уезда суть разного рода хлеб, холст и другие крестьянские изделия, панские товары и железные поделия, коровье, маковое, подсолнечное и конопляное масло, рогатый и мелкий скот, овощные товары, мыло, свечи, кожи, рыба, мед, воск, сало, табак, трубки, стекло, бумага, посуда, деготь, колеса, пенька. – Предметы внешней торговли: крупчатая мука, кожи, белье не выделанное, щетина, пух, перья, сало и воск, идущие сверх внутренних Губерний, к Петербургскому и Рижскому портам: к первому сухим путем до Вышневолоцкой системы, ко второму – до пристани города Белого, Смоленской Губернии; льняное семя к Рижскому порту и в Таганрог; рожь, гречиха, конопляное семя, овес и пшеница сбываются более в Москву, Тулу и Калугу; колокола и разные чугунные изделия, к коим принадлежат и могильные памятники, в разные города здешней и соседних Губерний, по делаемым на сие вещи заказам. – Привозимые товары: яровая пшеница – наибольшее из Саратовской, Тамбовской и Воронежской Губерний; озимая – более из Старооскольского, Лебедянского, Ливенского и Елецкого уездов; рожь, гречиха, овес, горох, мак и конопляное семя из своего и ближних уездов Воронежской и Тамбовской губерний; панские товары, галантерейные и другие золотые и серебряные вещи из Москвы; вина из Крыма, Таганрога и Петербурга; бакалейные товары из Таганрога; сахар, кофе, фрукты, вареные и сушеные из Петербурга и Москвы; чай из Нижегородской и Коронной ярмарок. Количество суммы, на которую сии товары ввозятся, определить неудобно, за неимением по сему предмету никаких сведений.
Купеческих капиталов на 1849 –й год объявлено 290. В том числе по 1-ой гильдии 7, на сумму 105.000 рублей, 2-ой гильдии 16, на сумму 96.000 рублей, и 3-ей гильдии 267, на 640.800 рублей. Крестьян торгующих по свидетельствам, вовсе не имеется.
Средства, способствующие
торговле.
Ярмарки: 1) В Ельце одна – Тихвинская,
близ кладбищенской церкви во имя Тихвинской Божьей Матеи, производится с
25-го по 27-ое июня. Оборот её совершается на 50.000 рублей серебром. Предметы
торга описаны выше. – В уезде четыре. 1) В пригородной слободе Аргамачей,
Оспосская – с 7-го по 9-ое сентября; на ней важнейший торг производится
хлебом; товаров, не включая панских, привозится на сумму до 150.000 рублей
серебром; 2) В селе Тербунах – Вознесенская, с праздника
Вознесения в течение 4-х дней. Здесь Важнейший торг лошадьми. Оборот её
совершается на 40.000 рублей серебром. 3) В селе Красной-Пальне – Петропавловская,
с 28 по 29-ое июня. Торг идет мелкими сельскими произведениями, красным товаром
и скотом на сумму 2.000 рублей серебром. 4) В селе Подворгольском – Владимирская,
с 20 по 21-е мая. Подобие торгом предыдущей. Оборот её на сумму 1.500 руб. сер.
Упадка в сих ярмарках не заметно, и увеличения так же. Пристаней в Ельце и
уезде нет; судоходна одна Сосна в нижних частях своих. Шоссейные дороги в этом
краю не проходят.
Нравственность.
В г. Ельце и его уезде вовсе нет раскольников, и жители, почти исключительно Великороссияне, в точности выполняют обряды и постановления Православной церкви. В домашней жизни они трудолюбивы, в ремеслах и других занятиях своих деятельны, к торговым предприятиям весьма склонны, что особенно заметно между жителями города, где торгующий клан людей, так сказать, погружен в свои коммерческие расчеты. А от этого происходит, что в Ельце нет общественных собраний, даже съезды между знакомыми происходят весьма редко, и свидания большею частью ограничиваются встречею на улице. Когда же случается у многих из торгового класса людей, главнейшее (не разборчиво) сего города составляющих, важное семейное событие свадьба, то в это время начинается широкое разгулье, при чем разными способами стараются выказать степень своего богатства, как-то ценностью одежд и блестящих украшений, подарками со стороны жениха и невесты, при сем случае бываемыми, многочисленностью развозимых по улицам повозок, нагруженных разного рода приданным, и особенно пирами, кои сменяются один другими, под названиями: подглядок, сговора, смотрения невестою женихова дома, опары, девичника и самого брака. Эти – то пиры иногда поглощают огромные уймы денег без малейшей пользы, а часто даже и со вредом для здоровья (не разборчиво) из пирующих, для благосостояния, как родителей, так и самих сочетающихся браком.
Весьма похвален однако же, обычай, совершаемый при погребении и поминовении усопших родственников: в эти дни бывают в доме хозяина открытые для нищей братии столы; в приходскую же свою церковь делаются различные вклады. Пред наступлением праздников Пасхи и Рождества Спасителя отсылается, по древнему русскому обычаю, до ныне повсюду в России соблюдаемому, пища и деньги для заключенных в темницах. Но при сем невольно приходит на мысль странное, по видимому, обстоятельство: в богатейшем уездном городе Ельце – нет общественных домов, для призрения увечных, бедных и престарелых, кроме двух самых незначительных богаделен.
Главнейшие преступления между низшим кланом людей суть воровство и мошенничество, и эти пороки, к сожалению, встречаются нередко, особенно в уезде. Надобно полагать, что они более служат следствием лености и пристрастия к пьянству и происходящей от того бедности. В городе – привычка жить не по состоянию, обнаруживаемая более щегольством нарядов, из подражания людям богатым, проникла в самые низкие слои общества, и она-то так же легко может привести к обманам и похищению чужой собственности.
Особых обрядов при разных событиях в жизни между жителями города не встречается, суеверия так же не заметны; если же прежде и были оные, то вероятно опасение подвергнуться осмеянию их постепенно уничтожило. В деревнях, как те, так и другие еще должны существовать, но я не имел случая узнать об оных, кроме совершаемого по улицам города, в праздник Сошествия Св. Духа и двух дней за ним следующих хороводного шествия сельских девиц в безобразных уборах, с громким и невнятным припевом песне. Такое шествие слывет у них под именем танки водить, и есть остаток какого нибудь древнего грубого суеверия. – Другой обычай, вероятно, не имеющий никакого основания, если не сопряжен с выбором невест, но с незапамятных времен ежегодно выполняемый жителями города, состоит в том, что в день Происхождения Честных древ Честного и Животворящего Креста Господа, 1-го Августа, с 4-х часов по полудни, почти все коренное народонаселение г. Ельца отправляется на мост реки Сосны, где мужчины по одной, а девицы по другой стороне стоят в лучших своих нарядах, иные перейдя через мост в Засосненскую часть города, там стоят в описанном выше порядке по большой улице; иные в этом мете прогуливаются а богатые разъезжают между ними в экипажах.
Образованность
Большая часть детей дворянского звания воспитывается в Гимназиях и Корпусах, многие же из родителей купеческого и мещанского сословия, избегая долгого, по их мнению, систематического обучения в Уездном училище, отдают детей своих на учение белому Духовенству, где оное большею частию ограничивается познонием Русской грамоты, начальных оснований Закона Божья и несколько Арифметики – более на счетах. – Для образования Государственных крестьян учреждено в уезде Министерством Государственных имуществ 9 школ по селам, учебная часть коих находится в заведывании Штатного Смотрителя Елецких Училищ. Под его же непосредственным Начальством существуют в Ельце Уездное и Приходское Училища, Пансион и Школа для девиц, а в уезде Хмелинское Приходское Училище, на иждивении помещика Викулина, в селе Хмелинце.
Общее число учащих в упомянутых заведениях города и уезда 28, учащихся же 669 человек, в том числе 73 девицы. О числе обучающихся у Духовенства сведений не получено.
Средства способствующие
образованию
Кроме казенной Библиотеки, находящейся при Уездном Училище, нет никаких других пособий к образованию, как то: Библиотек, музеев, кабинетов, ботанических садов и проч. ни в городе ни в уезде; равно не имеется ни одной книжной лавки, типографии, литографии и прочее.
Народное здравие
При умеренном и здоровом климате, состояние здоровья жителей Ельца его уезда находится в удовлетворительном положении, и иные из коренных обитателей этой страны достигают глубокой старости. Болезней, которые бы преимущественно пред другими пороками сей край не замечено. Для пользования больных находятся 2 медика служащих и 4 вольнопрактикующих, 2 повивальные бабки и 2 вольные в городе аптеки.
Богоугодные и
благотворительные заведения
В городе одна Городская Больница, состоящая под ведомством Приказа Общественного Призрения, на 20 кроватей, из коих одна половина назначена для хронических больных, а другая для больных скоротечными болезнями. Содержится она из сумм городских доходов, с возвратом оных городу по ведомствам из Коммисариата и Уездного Казначейства. – Богаделен 2. Одна из них устроена в недавнем времени усердием Отца Протоиерея Луки Ефремова, через добровольное подаяние людей, и оным подаянием содержателя. В ней ныне находится 11 человек. Другая основана Елецким купцом Зыковым, которого внук старается о поддержании этого человеколюбивого заведения. В этой богадельне в настоящее время призреваются 12 убогих и подкидышей. Приютов и благотворительных обществ ни в городе, ни в уезде не находится.
Заключение
Краткий общий обзор всего уезда.
Из выше сказанного явствует, что Елецкий уезд может почесться одним из населенных, плодородных и промышленных мест – России. Сельские жители его, имея главным и почти исключительным своим занятием земледелие, получают от оного достаточные способы к безбедному существованию, которые ещё более улучшаются извозом разного рода хлеба, идущего из Ельца, как сказано выше, во многие Губернии России и заработка же в Новороссийском крае. Жители же города, расположенного не в большом удалении от Москвы, воспользовались его счастливым местоположением: они уже оказали значительные успехи в некоторых отраслях промышленности, чем навсегда упрочили своё благосостояние. Нет сомнения, что при постоянной любви к труду, при этой смышлености к торговым предприятиям разного рода, со временем разовьются и многие другие отрасли промышленности, не только в самом городе, но и в его уезде. – Но как богатства, от труда проистекающие, получают ещё большую цену у людей, с юности обогативших ум свой разнообразными сведениями, через систематическое обучение Наукам, украшающим жизнь человека: то было бы весьма желательно видеть и далее стремления у среднего класса жителей к казенным Учебным Заведениям, где воспитание, высшим Правительством руководимое, имеет единственным основанием Православную Веру, любовь и преданность к Государю, пользу и славу Отечества.
Член Липецкого областного краеведческого общества
Владимир Заусайлов.
Елец город
– 1860г.(62)
В первый раз упоминается о Ельце в
летописи в
Вслед за Куликовскою битвою появляется и самая знаменитая страница в древней истории Ельца – нашествие Тамерлана. При этом событии Елец приобрел не только русское, но и общее историческое значение. Этот завоеватель, по покорении всего Востока, на пути из Кавказа, победивший Тохтамыша, пошел, как выражается летопись:, «на Русь, пришел в землю Рязанскую, взял Елец, князя Елецкого поймал, людей пленил, а иных избил и восхотел идти на Москву – всю Русь запленить!» Но Тамерлан далее не пошел: Елец был крайним пределом напора его полчищ на Россию. – Он вдруг, по неизвестным причинам, остановился, простоял целых две недели, и вышел из русских пределов, обратясь на юг. Современники пишут, что Тамерлан пошел назад в самый тот день и час, когда московские жители встретили, принесенную из Владимира, по требованию Великого князя Василия Дмитриевича, чудотворную икону владимирской Божьей Матери.
Доселе крутой поворот Тамерлана т Ельца назад, вместо предположенного покорения России, есть факт, рационально еще необъясненный историей. Память о сем событии празднуется церковью в 26-й день Августа месяца. В г. Ельце памятью о нашествии Тамерлана остались четыре часовни, или правильнее столпы со вделанными в них иконами, пред коими горят неугасимые лампады. Часовни эти, говорит предание, поставлены в память Ельчан, избиенных Тамерланом. Осталось также в народе несколько легенд о пребывании здесь Тамерлана.
В числе памятников этой эпохи находится весьма древняя икона казанской Божьей Матери в Елецком соборе. На иконе надпись, принадлежащая неизвестно какому времени: «Сей образ Божьей Матери, изволением Божьим, спасен от нашествия Темир Аксака и принесен в Елец в 1395 году».
В елецком округе,
до времени междуцарствования и избрания на всероссийский престол династии Романовых, состояла
передовая стража для наблюдения за движениями ордынцев. Она извещала во время
обо всем пограничных воевод и даже самих Государей. Для содержания её учрежден
был особый класс служилых воинских людей, известных под именем городовых
казаков и черкасов. В службу эту набирались люди вольные из всех сословий,
получавшие за эту службу определенное количество земли. В
Уездный город Елец – 1898г.(16)
Уездный город Елец на р. Сосне и притоках её Лучек и Ельчик. В Летописи упоминается об этом городе, как об одном из пограничных пунктов княжества рязанского. В 12 веке город терпел неоднократные разорения от половцев, а в половине 13 века был разрушен Батыем. Затем летопись о нем молчит до нашествия Тамерлана, т. е. до 1395 года. На этот раз Елец спасся каким то чудом: Тамерлан неожиданно отступил от него, поворотив к устью Дона. Однако, впоследствии Елец был разграблен татарами два раза. С половины 17 века город стал быстро разрастаться, но в 1745 году весь выгорел. При Петре 1, в 1708 году, город по корабельным делам был приписан к Азовской губернии. В настоящее время в Ельце довольно сильно развилась промышленность и торговля, благодаря введению его в сеть железных дорог: он находится на линии, пересекающей всю Европейскую Россию с юго-востока на северо-запад, именно от Царицына до Риги; кроме того, от него идет железнодорожная ветка на север, по направлению к Москве. Главные предметы торговли: хлеб и рогатый скот. Озимая пшеница привозится сюда из Харьковской, Курской и Воронежской губерний и в смеси с яровою дает отменную муку, известную под именем «елецкой». В окрестностях много мельниц и крупчаток; в городе есть чугунно-литейные, мыловаренные сально-свечные заводы, а также паровая мукомольная мельница купца Черникина, освященная электричеством. Кроме того, в Ельце находится: окружной суд, женская и мужская гимназии. Вообще, Елец по внешнему благоустройству один из лучших уездных городов Орловской губернии и при том самый населенный: жителей в нем 37042 чел, из коих мужчин 18941 и женщин 18101.